Что такое анкетирование
Анкетирование — это опрос с помощью бумажного/электронного бланка с вопросами. Ее целью является быстрый сбор данных.
Виды:
- выборочное: проводится для получения обратной связи по конкретному вопросу или от отдельной части коллектива;
- сплошное: организуется, если необходимо проанализировать мнение персонала по стратегическим вопросам, которые касаются все подразделения.
Для чего проводят опрос
HR-менеджер проводят анкетирование, если нужно:
- быстро мониторить ситуацию в коллективе;
- улучшить условия труда и увеличить эффективность работников;
- снизить текучесть кадров;
- узнать, что сотрудники любят в компании;
- эффективно распределить бюджет между отделами/командами.
Должна ли анкета быть анонимной?
Стоит попросить сотрудников указать только офис и отдел, в которых они работают.
Возможные ошибки опроса
Анкетирование станет неэффективным, если:
- участники не вовлечены и отвечают на вопросы просто потому, что так сказали;
- не дана обратная связь после опроса;
- сотрудники были наказаны за свое мнение;
- руководство не предоставило понятную инструкцию.
Для предотвращения проблем стоит объяснить людям, зачем проводится анкетирование, сказать, что санкции за негативные оценки не последуют и т. д.
Этапы анкетирования
Анкетирование проводят в 5 этапов.
Подготовка анкеты
Собирают рабочую группу, в которую, кроме составителей анкеты, войдут сотрудники из разных отделов. Вместе с ними определяют:
- цель анкетирование;
- комфортные каналы коммуникации на всех уровнях;
- качество и понятность предложенных вопросов.
Когда бланк будет готов, оповещаем руководителей отделов и подключаем их.
Оповещение сотрудников
Для этого подойдут:
- плакаты в офисе;
- рассылка электронных писем;
- собрания сотрудников с руководителями на местах;
- публикация постов в официальных сообществах в социальных сетях;
- мессенджеры.
На этом шаге важно донести людям, для чего проводится опрос, как будут использованы собранные данные, какой формат опроса (анонимный/открытый) и т. д.
Проведение анкетирования
Открывается доступ к онлайн-форме или раздаются бумажные бланки. Стоит организовать службу поддержки, в которую смогут обратиться те, кто столкнулся с техническими проблемами или не понимает отдельные вопросы.
Анализ полученных результатов
Когда опрос завершится, руководители обязаны поблагодарить участников и сказать, что компания проанализирует результаты и примет решение, как улучшить условия труда. Ответы на тестовые вопросы стоит изучить и составить диаграммы и графики с процентами, а на открытые внимательно прочитать и выписать наиболее важные замечания.
Затем собирается рабочая группа и выполняется разработка нового плана развития или изменение прежнего. В команду желательно включить сотрудников разных уровней, а не только руководителей, чтобы было несколько взглядов на одну ситуацию. Задачи рабочей группы:
- изучение результатов;
- определение приоритетов;
- проработка стратегии и распределение бюджетных средств;
- поиск инструментов для воплощения изменений в компании.
Реализация плана
После того как команда разработают путь развития, а руководство одобрит его, нужно рассказать сотрудникам, что и когда будет сделано. На этом этапе стоит попросить персонал поучаствовать в улучшении компании, принятии нововведений и дать обратную связь, когда условия труда изменятся.