Что такое корпоративная культура?
Если созданный свод правил закреплен в локальных нормативно-правовых актах, а работникам выдаются копии, то им будет проще понять, как поступить в определенной ситуации, проверить свои действия или поведение коллег на соответствие культуре.
К примеру: компания уверяет своих клиентов и работников, что продает только качественные и свежие продукты, но руководство поощряет менеджеров, которые продали товар с истекающим сроком годности. Из-за подобных противоречий корпоративная культура теряет смысл, поэтому сотрудники не будут придерживаться других правил.
Если же все члены команды строго следуют ценностей, правил, проверка новых сотрудников на профпригодность станет проще, т. к. они будут выделяться на фоне коллег. К примеру, в офисе принято работать на результат и не уходить до того, как все поставленные на день задачи не будут выполнены, а новичок отказывается помочь команде и уходит. Из-за этого его не включат в неформальную жизнь коллектива, не станут с ним взаимодействовать во время рабочего дня. Руководитель подразделения сразу заметит работника, который не может или не хочет соответствовать принятым правилам, повышать качество работы.
Стоит уточнить, что корпоративная культура может включать в себя разные правила: чаепитие в обед, запрет выговоров, переработок и др. Главное — при ее разработке учесть 4 фактора:
- личность руководителя;
- отрасль бизнеса;
- нормы окружающей среды, т. е. контекст в котором существует компания;
- этап развития организации.
Формируя КК, нельзя думать о ней, как о чем-то вечном, т. к. в будущем она перестанет отвечать новым требованиям. Рекомендуется регулярно проверять закрепленные нормы на соответствие вектору развития и жизненной позиции руководства.
Компоненты корпоративной культуры
Социологи Ф. Харрис и Р. Моран в 1991 году выявили, что КК должна включать 10 атрибутов:
- осознание сотрудником своего места в коллективе: поведение, взаимопроникновение формальной и неформальной жизней;
- коммуникация и язык общения: различия между письменной и устной речью, этикет при общении с коллегами, начальством;
- внешний вид: деловой костюм для мужчин и юбка с блузкой для женщин, униформа или свободный стиль;
- питание: что и как едят работники, какие традиции существуют;
- осознание времени и его рациональное использование: соблюдение рабочего графика, сроков выполнения заданий;
- взаимоотношения между сотрудниками: степень формализации в коллективе, способы решения конфликтов, включенность людей в неформальную жизнь;
- ценности и нормы: что работники ценят в компании (должность, заработную плату, условия работы);
- вера в руководителя, коллег, важность своего дела;
- развитие работника: методы и средства обучения новичков, предоставлению обратной связи, проверка того, как он выполняет задание (бездумно или осознанно);
- трудовая этика и мотивация: отношение к работе и ответственность за качество выполнения заданий, распределение нагрузки, оценка результатов и вознаграждение, процесс продвижения по служебной лестнице.
Как анализировать корпоративную культуру?
Чтобы понять, не противоречат ли отдельные положения друг другу, все ли сотрудники понимают их, нужно проанализировать КК по 6 направлениям:
- базовые ценности;
- традиции и символы;
- нормы поведения и общения;
- “герои” коллектива;
- восприятие бренда;
- методы формирования и развития культуры.
Во время аудита рекомендуется задать работникам ряд вопросов:
- какую компанию хочет создать руководитель?
- начальство можно назвать консервативным или рисковым?
- какая система конкуренции существует в отрасли, в которой работает организация? Как себя ведет рынок?
- какие скрытые ценности приняты в коллективе?
- какова структура в корпорации и какие технологии используются?
- что сотрудники и клиенты говорят о компании?
- какой стиль коммуникации приемлем при общении между коллегами, работника с руководителем?
- кто и как принимает решения, определяет курс развития?
- как начальство относится к подчиненным?
- что поощряется больше: командная или индивидуальная работа?
- чему руководство уделяет внимание: способам решения задачи или результатам?
- кто и как управляет корпоративным бюджетом?
Для чего нужна корпоративная культура?
Создав понятную и адекватную корпоративную культуру, HR-отдел:
- упростит найм и адаптацию работников;
- увеличит производительность и качество труда;
- быстро поймет, в том ли направлении движется компания;
- облегчит распределение средств на обучение сотрудников.